Rambler's Top100

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ 150-ОЙ СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ БРИГАДЫ   

 <<ПОСМОТРЕТЬ ФОТОГРАФИИ МУЗЕЯ>>                                                                      

Нам говорят, что война - это убийство.

Нет: это самоубийство.

                                                                                                                            Рамсей Макдоналд

 Наш прекрасный подмосковный город знаменит многими событиями, памятными датами, прекрасными людьми. Именно через Химки в годы ВОВ проходила последняя оборонительная линия, резервная, прорыв сквозь которую означало бы не только гибель Москвы, но и может быть, всего Советского Союза, или того хуже – весь мир мог бы погрузиться в жесткий гитлеровский режим. Но у немцев не получилось. Они, как известно, не прошли третью, предпоследнюю линию обороны; лишь единицы дошли до Химок. Может быть повлияла целостность Советских народов, то ли погодный фактор (кто из немцев хотел воевать без шинели в 40-градусный мороз!) – дело спорное. Но факт в том, что Советский народ смог объединиться, несмотря на свою сумасшедшую интернациональность – дело бесспорное. Именно в память о таких людях, храбрых, стойких, патриотичных, заставляет вспоминать наш школьный музей боевой Славы. Он посвящён всем, кто отдал жизнь и здоровье на благо своей Родины, в частности, 150-ой Севастопольской артиллерийской бригаде. На разных этапах своего существования она была сформирована из людей самых разных национальностей, но это совершенно никак не повлияло на исход войны. Факт остаётся фактом – гитлеровскому режиму не бывать!

    Первый «камень» в создании музея был заложен 25 мая 1985 года, лишь через несколько лет существования нашей школы. В то время школа переживала не самые лучшие времена (конечно, только открылась!), поэтому создание музея – заслуга перед всем Отечеством. 1985 год – ещё и юбилей: 40 лет, как был взят Берлин, чёрный от пепла, разорвавшихся снарядов, пыли обрушившихся домов; красный от немецкой крови и советских знамён. Приехали солдаты и офицеры 150-ой артбригады, поздравляли учителей и учеников, хотя их поздравляли с более существенными заслугами.

    4 ноября 1986 года, в канун праздника Октябрьской революции, в музей вошёл первый посетитель. Затем, на протяжении многих лет сюда приезжали ветераны, общались с учителями и их учениками. В 1990 году сюда приехали очень многие сослуживцы – 39 человек. На протяжении многих лет музейными делами управляли его дети – ученики нашей школы, а также Тузов Д.Н., Вершинина С.В., Пироженко С.К. (к, сожалению, трагически погибшего, но, тем не менее, внесшего необъятную лепту в развитие музея). Автор статьи пообщался с Романовой С.Г., которая вместе со всеми по крупинкам воссоздавала музей.

 - Светлана Григорьевна, ясно, что главные в музее не только взрослые, но и дети. Кто, по-вашему, внёс самый большой вклад в его развитие?

- Ну разве можно говорить «самый большой вклад»! Конечно, все внесли в создание музея крупинку себя, и никого обидеть я не посмею. А вот первого председателя совета музея я назову – Чернышов Антоша, очень милый молодой человек.

- Всё понял, глупых вопросов больше не задаю! Какие главные особенности у нашего музея?

- Практически всё в нашем музее подлинно. Даже газета от 1941 года – настоящий раритет. За исключением двух-трёх фотографий – это вырезка из газет.

- Они выглядят очень натурально, будто тоже очень старые. Откуда же такое огромное количество подлинников?

- Источников несколько. Многие письма офицеров, документы, книги – это подарки ветеранов и их родственников. Несколько книг нам подарил Шахназаров Георгий Хосроевич (российский юрист, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987),  писал труды по политологии, государственному праву и теории международных отношений, футурологии. Государственная премия СССР (1980), писал книги о ВОВ; просим с режиссёром Кареном Шахназаровым не путать – Карен Георгиевич его сын – Ред.), они даже с автографами. Он сам приезжал, несмотря на занятость, его жена приезжала, очень милая женщина!

    Второй источник – работы по поискам…

- Кто искал?

- Наши ученики!

- Сами перекапывали, что ли?

- Конечно! Все с таким рвением добывали для музея ценности! Мы выезжали на день на Планерную, ставили палатку, копали. Мы там всё, наверное, перекопали. Искали также и с мест боёв. Из Донецка – мы туда выезжали всем советом музея, искали военные ценности, общались с местным населением. Очень милые в Донецке люди, дарили нам традиционные розы и кусочки угля. Очень красивые розы там растут! Менялись с местными Украинскими музеями (маленькими, сельскими). Копались в местах кровопролитных боёв – у Саур-Могилы находили снаряды, порой самых невероятных размеров, везли на поезде, потом всей школой несли с вокзала такие тяжести.

- И только в школе понимали, что они были заряжены…

- Именно этого мы чаще всего боялись! Искали ценности в Красном Перекопске, Севастополе, к сожалению, попасть в Кёнигсберг не смогли (нынешний Калининград – Ред.).

- Тогда Советский Союз развалился, и попасть стало ещё сложнее, понимаю. Где ещё доставали ценности?

- Огромную помощь оказывали и продолжают оказывать школьники. Приносили какие-нибудь модели, снаряды, гильзы. Из «Вымпела» (пионерский лагерь – Ред.) приносили чего-то. Молодцы! Буду очень рада, если для нашего музея кто-нибудь ещё предложит ценность. Поэтому, не стесняйтесь, приносите исторические ценности.   

- Как сейчас живёт музей? Трудности есть какие-нибудь? Может, финансовые?

- Слава Богу, финансовых трудностей нет. В прошлом году собирали деньги, помнишь? Так вот все классы приняли невероятно активное участие – и часть денег до сих пор осталась. Вот надо, чтобы кто-нибудь смог буквы вырезать и на стену наклеить.

- Работа, в принципе, нетрудная, может быть, кто-то даже согласиться школе помочь? Отдать несколько минут ветеранам.

- Тем более, ветераны четыре года своей жизни отдали нам. Потолок нужно чинить – вечно протекает, книгу отзывов портит вода. Остальные проблемы состоят в том, что встречи с ветеранами стали невероятно редки: и ветераны уже пожилые, даже сыновьям полка по 75 лет и более. Жаль, что ветераны погибают всё чаще и чаще – возраст уже такой. В 2002 году переписка шла с 78 ветеранами, в 2004 году – уже с 76, а в 2005 году их осталось всего 20 человек.

- Страшно ждать статистики за 2006 год…

- Тут ничего не поделаешь – возраст. В остальном – всё благополучно. Проводим ежегодные экскурсии, переписка с ветеранами идёт уже очень давно. Но некоторые письма идут очень долго – ветераны много болеют, а некоторые умирают. Очень грустно на наших учеников смотреть, когда они получают извещение, что их ветераны умирают: за столько лет успевают привязываться. Кто-то переписывается уже с родственниками погибших ветеранов, кто-то продолжает им писать после школы. Главное, чем я довольна – все пишут совершенно искренне, по своей воле, мы никого не заставляем: школьниками движет уважение. Для некоторых ветеранов – это единственный способ связаться с миром: кроме наших ребят они ни с кем не общаются…

 

    Автор статьи узнал списки самых патриотичных людей школы – тех кто работает в музее и кто переписывается с ветеранами:

 

   11 «А»

Буданова Екатерина

Каннунникова Светлана

Кияшко Надежда

Филенкова Анна

Губанова Ирина

Каменецкая Екатерина

 

11 «Б»

Жалнина Дарья

Сорокина Евгения

Миляева Олеся

 

10 «А»

Сальникова Татьяна

Лазарева Ольга

Жилина Инна

 

10 «Б»

Шевченко Сергей

Ищенко Юлия

Сутормина Александра

Секачёв Алексей

Козинова Елена

Исакова Ольга

 

9 «А»

Галышкина Дарья

Сахарова Кристина

Демешко Ирина

Томилова Екатерина

Нефёдова Светлана

 

9 «Б»

Коробаш Иван

 

9 «В»

Янова Мария

Плешакова Екатерина

Гавришина Виктория

Киреева Ольга

 

8 «А»

Костров Александр

Мищенко Юлия

Зенина Елена

 

Алёшина Анна

Шерстнёва Екатерина

Змеева Елена

Соколовская Ольга

 

 

- Светлана Григорьевна, много ли предметов в музее? А то я сейчас оглядываюсь – ещё чуть-чуть - и можно соперничать с Эрмитажем.

- Экспонатов у нас действительно немало – больше 270!

- Действительно немало! А что означают стенды про афганскую войну и про чеченскую кампанию? Ведь это войны совершенно разных эпох!

- Четыре человека, обучавшихся в нашей школе принимали участие Афганской кампании. Про Чеченскую войну тоже забывать не следует, там постоянно погибают российские ребята («Российские ребята» - это россияне < 52 национальностей – просим с русскими не путать – Ред.). Наш бывший учитель Вадим Удманцев в Чечне корреспондентом работает. Раньше был ещё раздел о химкинских ветеранах, но сохранилось картотека – стенд было некуда ставить. Но мы помним обо всех.

- Большое спасибо, мне было невероятно приятно.

- Вам всем, всей молодёжи спасибо, что помнят о подвиге своих предков.

   

    В целом, разговор получился очень хороший. Ну, а раз начали статью с трагических рассказов о войне – этим и закончим. Когда-то великий философ и историк Гай Саллюстий Крисп сказал о  Югуртинской войне:  Concordia parvae res crescunt, discordia maximae dilabuntur (При согласии малые государства растут, при раздорах великие разрушаются). Не хочу показаться слишком умным, но так и есть. Советский Союз не победил, Советский Союз проиграл в войне, нанеся наибольший урон противнику. Германия проиграла максимально. Победивших в войне не бывают, войны не могут быть оправданы - они все гражданские, ведь все люди – братья. Победил лишь народ, который выстоял все жесточайшие промахи, ошибки, глупости власти. Не только немецкой или советской, все власти ошибаются, вступая в войну. Наши ветераны – наши герои. Они нас защитили и спасли от самых невероятных тягот, поэтому мы должны гордиться ими. Для некоторых других наши ветераны – злейшие враги. И только потому их таковыми считают, что власть вбивает в голову своих граждан то, что им будет нужно. Именно подобный произвол властей необходимо останавливать. Я однажды смотрел по телевизору репортаж про взрыв атомной бомбы в японских городах в 1945 году, там девочка рассказывала, как «Советский Союз сбросил на Японию две атомных бомбы». Подобная глупейшая и неоправданная информация подчас и порождает войны, оканчивающиеся порой трагически. Ну не власть ли в этом виновата? Я читал письмо сына полка Н.П.Крыжкова, в котором он писал про подарок украинских властей на 60-летие Победы: точную копию железного нацистского креста 2-ой степени. Человек, который всей душой ненавидел всех, у кого есть такой крест на груди, вдруг получает такой крест себе на грудь. И какие, по-вашему, его чувства? А ведь он, можно сказать, дал жизнь своему правительству. Всё-таки, война – это ужасно. И вечно помните крылатую фразу трагически погибшего президента США Джона Фицджеральда Кеннеди: «Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством». Двигаемся мы в сторону последнего варианта…

P.S. Современная молодёжь ещё может изменить движение ко второму варианту на первый.

P.P.S. Да будет так

                                                   ПОЭТ


© 2006 САЙТ www.znania-sila.narod.ru дизайн: ПАТРИОТ | Отзывы и предложения отсылайте на triegschool@yandex.ru

Оптимизировано под Internet Explorer 5.5 |  разрешение экрана 1024 на 768

Hosted by uCoz